образование
и социальная политика
2-Е МЕСТО В РОССИИ ПО ПОКАЗАТЕЛЮ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ У ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»
Система работы по выявлению и поддержке одарённых детей и талантливой молодёжи
В данном направлении выстроена современная инфраструктура.
Общеобразовательные организации (с углублённым и расширенным компонентом):
  1. ГБОУ РМ «Республиканский лицей» (учреждение интернатного типа, 7–11-й классы).
  2. Базовые школы РАН в г. о. Саранск (МОУ «Лицей № 7», МОУ «Гимназия № 19», МОУ «Лицей № 43»).
  3. Лицей ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» – предуниверсариум (ведёт подготовку по 2 профилям: «Информатика. Математика», «Химия. Физика»).
Дополнительное образование, в том числе на принципах сетевого взаимодействия:
1) Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи РМ «Мира» с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей развитие детей по 3 направлениям: искусство, наука, спорт.
2) Центр «Дом научной коллаборации им. академика Е. М. Дианова» на базе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва».
3) 6 детских кванториумов: (4 стационарных, 2 мобильных):
4 стационарных:– Детский технопарк «Кванториум» в г. Рузаевка (ежегодный охват 800 человек, направления подготовки: промышленный дизайн, промышленная робототехника, IT, авто, аэро, хай-тек);
– Детский технопарк «Кванториум» в г. Саранске (ежегодный охват 810 человек, направления деятельности: лазерные технологии, робототехника, IT, авто, аэро, био);
– школьный Детский технопарк «Кванториум» на базе МОУ «Центр образования «Тавла» – Средняя общеобразовательная школа № 17» г. Саранска (ежегодный охват не менее 500 человек);
– школьный Детский технопарк «Кванториум» на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» г. Саранска (ежегодный охват не менее 500 человек);2 мобильных (3D-принтер, лазерный гравировальный станок, конструкторы программируемых квадрокоптеров, робототехнические конструкторы, VR-шлемы).
4) Центр цифрового образования для детей «IT-куб».
5) 159 центров «Точка Роста» в школах сельской местности и малых городов.
6) 18 922 новых места в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей.
Система мер материальной поддержки педагогов и обучающихся:
премии главы РМ учителям, подготовившим победителей и призёров регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, победителей и призёров международных (мировых) олимпиад (от 5 до 50 тыс. и более руб. ежемесячно);
премии главы РМ победителям и призёрам регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, победителям и призёрам международных (мировых) олимпиад школьников (от 1 тыс. до 300 тыс. руб.).
Результаты:
  • Охват системой дополнительного образования в 2022 г. – 97,3 % (это 2-е место в РФ; 1-е место – Калининградская область, 98,7 %).
  • По показателю «Эффективность системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи» за 2022 г. Мордовия занимает 2-е место в РФ.
  • В рейтинге регионов России по результативности участия в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников Республика Мордовия занимает 4-ю позицию.
  • Республиканский лицей для одарённых детей по итогам данных о приёмных кампаниях 2021 и 2022 г. занимает 13-е место в рейтинге 100 лучших школ России по конкурентоспособности выпускников.
  • Сведения по количеству победителей и призёров конкурсных мероприятий, включённых в ГИР (направления: наука, искусство, спорт) по состоянию на 25 декабря 2022 г. – 7 717 учтённых достижений (2021 г. – 6 018), 3 338 человек (2021 г. – 2 714).
  • Количество выпускников 11-х классов, поступивших в топ-100 вузов РФ – 1603.